Понятие электронный бизнес, электронная коммерция, электронная торговля. Преимущества и недостатки электронного бизнеса. Модели и примеры взаимодействия участников электронного бизнеса (B2B; B2C; В2G;C2C).

Электронный бизнес – любой вид экономической деятельности, кот. осуществляется посредством сети; это преобразование ключевых бизнес-процессов с применением Интернет-технологий; это система экономических отношений субъектов хозяйствования, кот. осуществляется в едином информационном пространстве, поддерживаемом современными коммуникационными технологиями, реализует электронные платежные системы и приносит доход. Таким образом, Электронный бизнес включает организация работы с помощью информационно-коммуникационных технологий; полное или частичное отсутствие личных контактов с бизнес-партнерами.

Выделяют 4 составляющие  Электронного бизнеса:

- производство, маркетинг, доставка и расчет;

Бизнес признается электронным, если хотя бы 2 из 4-х его составляющих осуществляется с помощью Интернет.  

Классификация Электронного бизнеса.

ЭБ бывает производственный (виртуальное предприятие, е-коммерция, прочие виды деятельности, сферы материального производства) и непроизводственные (финансовый бизнес, дистанционное обучение, прочие  виды деятельности).  

Производственный Электронный бизнес  характеризуется тем, что основной функцией является производство товаров, работ, услуг.     

Виртуальное предприятие – сообщество территориально разобщенных сотрудников, кот. обмениваются продуктами своего труда с помощью электронный средств передачи данных при минимальном и отсутствующем личном контакте. К нему относится: автоматизированное интегрированное производство (проектирование, страхование качества, управление ресурсами); сообщество добавленной стоимости (VAC) (группа компаний, владеющих брендом, передающая заказы на выпуск продукции консалтинговым структурам); метарынки (объединенные по определенным услугам VAC, предоставляющие их различным отраслевым сообществам). Электронная  коммерция – это система торговых отношений субъектов хозяйствования, осуществляемых электронным способом, результатом которых является передача права пользования товаром от одного лица другому с целью получения дохода (С2B, C2C, G2G, G2B и т.д.). Финансовый электронный бизнес – обмен специфическим объектом купли-продажи (ЦБ, валюта) по ценам, обеспечивающим получение прибыли. К нему отн-ся: электронный банкинг (процесс совершения банковских операций без физич. контакта); электронный трэйдинг (работа на фондовом и валютном рынках); электронное страхование.  Дистанционное образование- обучение по сети Интернет, эл. почте и др. средствам связи.

Существует два класса систем для электронной коммерции: - "Бизнес-Бизнес" (Business-to-Business - B2B) и "Бизнес-Потребитель" (Business-to-Customer - B2C). К системам В2С относятся: web-витрина - оформленный web-дизайновскими средствами прайс-лист торговой компании, не содержащий бизнес-логики торгового процесса; Интернет-магазин, содержит кроме web-витрины всю необходимую бизнес логику для управления процессом Интернет-торговли (бэк-офис), а торговая Интернет-система (ТИС) представляет собой Интернет-магазин, бэк-офис которого полностью (в режиме реального времени) интегрирован в торговый бизнес-процесс компании.

В2G (Business-To-Government) - концепция построения бизнес-процессов предприятия, обеспечивающая повышение его «прозрачности» и облегчающая взаимодействие с государственными органами.

C2C, «Потребитель для Потребителя» — форма электронной торговли, которая заключается в продаже товаров и услуг между потребителями. В данном случае сайт выступает в роли посредника между покупателем и продавцом.

Интернет-торговля - только часть электронной коммерции, но очень бурно развивающаяся часть. Торговые операции через Интернет могут осуществлять многие организации - и производители товаров/услуг, и дистрибьюторы, и розничные торговые компании.

Из известных трех типов систем Интернет-торговли: (web-витрины, Интернет-магазины и ТИС) огромное количество web-витрин. Чем привлекательны и выгодны эти три типа систем для покупателей и продавцов?

С точки зрения покупателя все три решения выглядят одинаково. Связано это с тем, что покупатель имеет дело с внешним оформлением любой системы, а это всегда web-каталог, система навигации и система оформления заказов. Практически предпочтения Покупателя зависят только от удобства использования web-каталога и системы навигации.

Но как только покупатель начинает оформлять заказ, он убеждается в преимуществах Интернет-магазинов и ТИС. Преимущества эти проявляются в том, что покупателю могут предложить более гибкую систему скидок, сразу выписать счет с учетом стоимости доставки и страховки. Кроме того, он сможет увидеть реальное состояние склада и получить информацию о прохождении своего заказа. Покупатель в первую очередь будет приобретать товары на сайтах тех компаний, которые предоставят лучшие цены и хороший сервис. Именно на этих конкурентных преимуществах строят свои планы по привлечению постоянной клиентуры Интернет-торговцы.

С точки зрения продавцов эти три решения различаются весьма значительно.

Web-витрина обходится торговым компаниям недорого, но:

1) web-витрина позволяет организовать только торговлю на заказ, наладить торговлю с реального склада практически невозможно;

2) ее использование не уменьшает затраты продавцов на содержание штата и операционные расходы;

3) web-витрина представляет собой очень неповоротливое решение с точки зрения управления и недостаточно гибкое с точки зрения организации маркетинговых акций;

4) имидж компании, открывшей и поддерживающей простую web-витрину всегда хуже, чем у компании, организовавшей Интернет-торговлю при помощи полнофункционального Интернет-магазина или ТИС. Но самое главное, организация Интернет-торговли при помощи web-витрины оказывается для торговой компании малоэффективным и даже часто нерентабельным делом.

Интернет-магазин существенно более выгоден торговой компании (особенно среднего бизнеса), которая хочет реально управлять всем процессом Интернет-торговли и различными маркетинговыми акциями, торговать и на заказ, и со склада, уменьшить число менеджеров по продажам и т.д. На создание Интернет-магазина потребуется больше разовых затрат по сравнению с витриной, но они будут намного более эффективными, поскольку использование Интернет-магазинов существенно рентабельнее по обороту, чем использование web-витрин. При этом существует реальная альтернатива самостоятельному созданию громоздкого Интернет-магазина - аренда решения у специализированной компании. В этом случае большие разовые (и часто непроизводительные) затраты равномерно распределяются во времени.

Преимущества Электронного бизнеса:

- повышение прибыльности;

- ускорение бизнес-процессов;

- сокращение складских запасов;

- получение новых каналов маркетинга и распределения;

- гибкость и быстрота сетевой структуры.

        С начала  2006г.  Республика Беларусь  заняла 13-е место среди стран мира по колическтвуву пользователей и насчитывает 3,39 млн. чел. В г.Минске 62 %. Годовой оборот Интернет-торговли составляет 50 млн.$, РБ занимает 64 место в обл. электронной  коммерции. В 2006г.  электронных  магазинов насчитывалось 400-700 шт., 20000 интернет-сайтов.

           Электронная коммерция - это система торговых отношений субъектов хозяйствования, осущ-ых электронным способом, результатом которых является передача права пользования товаром от одного лица другому с целью получения дохода (С2B, C2C, G2G, G2B и т.д.).

             Существует 5 основных сфер ее приложения:  

1) реклама как способ привлечения пользовательского внимания к коммерческому сайту (Интернет распространен по всему миру, местоположение продавца и покупателя не имеет значения, а вот внимание привлечь сложнее, чем при использовании традиционной рекламы в обычной жизни);

2) предоставление товара, показ продукции средствами Интернет (в обычном магазине покупатель потрогав товар, может оценить его достоинства. В Интернете к услугам клиента только средства мультимедиа: видеоролики, звук, трехмерные образы и анимация);

3) проведение операций (покупки), обязательно быстро и безопасно;

4) послепродажная поддержка, помощь клиенту при оформлении покупки и после ее совершения;

5) построение отношений, развитие у клиента приверженности к марке и стремление вернуться к новым покупкам. Электронная коммерция подразделяется на 2 основные группы: отношения бизнес-покупатель B2C , с помощью электронного магазина и отношение бизнес-бизнес B2B. Также выделяют след. группы: С2С – выполнение онлайн транзакций между конечными потребителями; G2G – взаимосвязь гос. органов на межгосударственном уровне; G2B – взаимосвязь гос-ва с фирмами (гос. закупки); G2С – взаимосв. гос-ва с частными лицами и т.д.

            В Электронной коммерции выделяют следующие модели:

а) каталог (виртуальная торг. площадка – место для закупки матер-технич. обеспеч-ия, в ед. месте и формате предоставлены каталоги поставщиков);

б) торговый концентратор (на сайте организуется торговое содружество продавцов и покупателей);

в) аукцион (обычные и обратные);

г) автоматическая биржа (для рынка товары широкого потребления).

© ya-Akulich

Бесплатный хостинг uCoz